«VSD» (30/11/2005)

Любовное наследство

Мишель Берже умер в ночь на воскресенье 2 августа 1992 года на своей вилле La Grande Baie в Раматюэле. Ему было 44 года. Франс Галль, на которой он женился 22 июня 1976 года в мэрии 16 округа Парижа, и которая родила ему двоих детей, Полин и Рафаэля, держала его за руку до последней минуты.
Спустя тринадцать лет после смерти своего мужа Франс Галль, сдержанная «звезда», не склонная выставлять напоказ свои чувства и обиды в СМИ, выбрала VSD, чтобы выразить своё возмущение словами, в течение шести лет повторяемыми Вероник Сансон на счёт Мишеля Берже. В центре полемики: любовное наследство композитора, которое, в таком случае, перенесёт в двусмысленную перспективу некоторые из его песен, и, следовательно, пересмотрит самые основы его личной жизни, среди которых его женитьба на Франс Галль. В ноябре 1999 года Вероник Сансон начала войну, заявив, что они с Мишелем Берже общались, уже после разрыва, при помощи песен. Seras-tu là?, написанная Берже в 1975 году, была, вроде как, музыкальной записочкой, которую он ей адресовал, и на которую она, впрочем, ответит песней Je serai là в 1990 году.
На самом же деле Франс Галль была для Мишеля тем же, что Джейн Биркин для Генсбура – музой в прямом смысле слова, женщиной, любовь его к которой и её голос вдохновляли его на написание его самых красивых мелодий. Напротив, он никогда не писал для Вероник Сансон – самодостаточной артистки, которая, по правде говоря, сама могла это делать. В 1972 году он спродюсировал два её альбома, «Amoureuse» и «De l’autre côté de mon rêve». Затем артистка, с которой он жил вместе шесть лет, бросила его прямо посреди записи последней пластинки, чтобы последовать за Стивеном Стиллзом – заокеанским кумиром из группы Crosby, Stills, Nash and Young, за которого она выйдет замуж 14 марта 1973 года. В том году Мишель спродюсировал «Message personnel» для Франусазы Арди, прежде, чем попросить Франс Галль спеть в одной из своих песен, Mon fils rira de rock’n’roll. Наконец, в мае 1974 года он пишет первую песню для Франс, La Déclaration d’amour, и, в качестве дальновидного пигмалиона, преображает лолиту эпохи йе-йе, со слегка двусмысленной репутацией, времён Sacré Charlemagne, Poupée de cire, poupée de son и Les Sucettes, в роковую женщину, согласную на воплощение его творчества.
Продолжение принадлежит истории французской песни, прекрасные главы, которые они написали, в качестве страстной пары, одной рукой, одним сердцем. История, эмоциональное наследие, которую сегодня бесполезно хотеть переписать, тем более, что её главного участника уже нет с нами, чтобы участвовать в обсуждении.
По этой простой причине мы решили предоставить наши столбцы, той, кто сегодня больше не желает чувствовать себя лишённой этой страстной любви, которая дала ей силы сопроводить его до дверей, своего «белого рая», как он пел.

Франс Галль: «Пусть Вероник Сансон оставит нас в покое!»

Шокированная словами певицы о её отношениях с Мишелем Берже, она, наконец, берёт слово.

После долгих лет молчания супруга композитора приняла нас у себя дома, чтобы во всём разобраться, и объяснила, почему заговорила с таким опозданием.

2005_11_30_vsd01
Безупречная близость.
В июне 1992 года они позировали на дороге, чтобы проиллюстрировать первое турне, в которое собирались оправиться в начале осени. Серия концертов, которую поддерживал успех их совместного альбома “Double jeu”. Судьба распорядилась иначе, потому что в самом разгаре лета Мишель ушёл от нас.

“Мы с Мишелем поженились не из вежливости, а по любви”

В последние месяцы Вероник Сансон постоянно присутствует на телепередачах. У неё насыщенное расписание: новый альбом, турне, книга откровенных признаний. На каждой «рекламной» встрече певица говорит о Мишеле Берже и их отношениях, которым более тридцати лет. По словам певицы, Мишель Берже любил только её, и только она сегодня способна правильно говорить о нём. В своей книге она утверждает, что Марк-Оливье Фожьель якобы сказал, что Франс Галль была любовью-заменой. Эти слова ведущий телеканала France 3 опровергает.
Но что же думала об этом Франс Галль – главное заинтересованное лицо? Невозможно знать это, потому что она никогда не высказывалась по этому поводу. Поддерживала ли она этим молчанием сказанные слова? В реальности всё совсем не так, и возмущение Франс Галль очевидно. Недавний выход книги Вероник Сансон, в которой около пятидесяти страниц посвящено Мишелю Берже и Франс Галль, стал последней каплей. Сегодня Франс решила заговорить и приняла нас в семейной квартире, где жила с Мишелем и их детьми. В гостиной – рояль композитора. Она раздражённо реагирует на слова Вероник Сансон. И это неплохо звучит…

VSD. Почему сегодня Вы ощущаете потребность взять слово?
Франс Галль. Я присутствую при создании ложной истории, и с меня хватит. Нужно это прекратить. Всё началось после смерти нашей дочери Полин, я была тогда в трауре. В 1999 году я узнала, что Вероник Сансон записывает альбом с песнями Мишеля, изначально исполненными им или мной. Я сочла этот поступок странным. Потом я обнаружила, что она также воспользовалась мной, как «поручителем», утверждая, что получила моё разрешение. Нужно знать, что во Франции любой может исполнять чужие песни, при условии не изменять при этом ни мелодию, ни слова. Так что Вероник Сансон ни нужно было моё разрешение на диск. В течение шести лет, пока длилась рекламная кампания этого альбома, её концертов, её телевизионного портрета, а теперь и её книги, я ощущала всё более глубокий дискомфорт. Я шокирована тем, что Вероник Сансон пользуется именем и произведениями Мишеля, вновь вытаскивая на свет любовную связь, которая была у них, когда он был молодым неизвестным композитором. Она вольна выставлять напоказ свои несчастья, это вызывает у меня скорее сочувствие. Не мне её судить, и никому другому, впрочем. Что я, напротив, не могу принять, так это использование старого эпизода из жизни Мишеля. Я тут не собираюсь зачёркивать отношения, которые были у неё с ним до их расставания в 1972 году. У всех нас была любовь молодости. Но Вы представляете, она цепляется за историю, которой тридцать три года!
VSD. Тем не менее, она регулярно утверждает: «Я попросила у Франс все, какие только можно, разрешения, и она согласилась». Почему, как по-вашему?
Ф. Г.
Может быть, чтобы людей не так шокировали её слова… На самом деле, я не имею об этом никакого понятия. Я знаю только то, что отказала во всём, о чём она меня просила. Именно поэтому вы видите так мало фотографий Мишеля в её телевизионном портрете, и ни одной в книге, которую она выпускает в этом году.
VSD. Как Вы думаете, это из-за угрызений совести роман с Мишелем для неё не закончен?
Ф. Г.
Если это так, то ей нужно перестать чувствовать себя виноватой из-за того, что она бросила Мишеля «подло», как она говорит. Потому что Мишель-то перевернул страницу, влюбившись в меня и начав жить со мной. Это факт. Мы поженились не как Вероник со Стивеном Стиллзом, по её утверждению – из «вежливости». Мы с Мишелем поженились по любви. Мы прожили вместе восемнадцать лет, и родили двоих детей, тоже по любви.
VSD. Однако Вероник Сансон утверждает, что до самой своей смерти Мишель общался с ней при помощи песен.
Ф. Г.
Это её любимая тема со времён выхода альбома «D’un papillon à une étoile», миф, который она создаёт. Но это ложь и нелепость! Я ручаюсь, что никто не найдёт интервью, в котором Мишель утверждает, что общается при помощи песен с ней, да и ни с кем другим, впрочем. Что-то, что не шло бы напрямую от Мишеля, не имело бы ценности.
VSD. Но она утверждает, что Мишель говорил с ней, например, в песне Seras-tu là (Будешь ли ты рядом).
Ф. Г.
Она говорит, что приняла эту песню на свой счёт. И что позже она ответила ему песней Je serai là (Я буду рядом). Но, когда Мишель выпустил Seras-tu là?, в мае 1975 года, он не обращался к ней. Люди скорее подумали, что эта песня предназначена мне. Мишель просто написал красивую песню, которая не была обращена ни к кому, и в то же время ко всем. Для него это был такой же текст, как другие. Вероник Сансон отвечала на песни, которые не были предназначены ей. Она имеет право верить в это и утверждать, что она отвечала Мишелю таким образом. Но она не имеет права говорить от имени Мишеля. Нельзя заставлять говорить тех, кого больше нет с нами.
VSD. По-вашему, Вероник Сансон собирается очернить память о Мишеле Берже?
Ф. Г.
Когда она говорит, что Мишель адресовал ей Seras-tu là?, тогда как мы с ним начинали жить вместе, она заставляет думать, что Мишель был каким-то нездоровым человеком. Это ставит под вопрос наши жизни. Творчество Мишеля тоже. Я считаю, что это не нас надо ставить под вопрос. Никогда при жизни Мишеля и до выхода альбома Вероник «D’un papillon à une étoile», она так не говорила ни о Мишеле, ни об этой «старой истории». Она делает это сегодня, когда он не может ни ответить ей, ни возразить. Она придумала всё это. Ей нужно понять, что она перестала быть важным человеком для Мишеля, когда в 25 лет он сделал свой выбор и построил свою жизнь.

2005_11_30_vsd04 “Мишель перевернул страницу с Вероник, влюбившись и начав жить со мной”
Поклонница пианиста. Июнь 1980 года, Франс Галль присоединяется к Мишелю Берже на сцене. На рояль был положен ковёр, чтобы она могла забраться на него, пока Мишель на нём играл.

2005_11_30_vsd05 “Важна наша совместная работа в студии, с нашими музыкантами, по-семейному”
Двойная игра. До 1992 года Франс Галль приостановила свою карьеру на четыре года. Признавая, что начинает топтаться на месте, она убеждает Мишеля Берже записать совместный альбом.

“Никто не сможет отнять у меня волшебные отношения, которые были у меня с ним”

VSD. В своём телевизионном портрете Вероник Сансон говорит, что их «тянуло друг к другу до самого конца».
Ф. Г.
Опять же, она единственная утверждает это. Не Мишель, за которого она говорит. Для меня, как и для тех, кто хорошо знал нашу пару, это совершенно не приемлемо.
VSD. Чем, по вашему мнению, объясняется её поведение?
Ф. Г.
На передаче Мирей Дюма, куда она недавно была приглашена, Вероник Сансон сказала о себе, что она «ужасно эгоистична». То, что она всё приписывает на свой счёт – её дело, но нельзя, чтобы этот эгоцентризм наносил ущерб образу Мишеля, и искажал то, каким он был и причинял боль тем, кто знал и любил его. Мы не должны страдать от этого. Ни я, ни наш сын.
VSD. Она, кажется, удивляется, что не получает от Вас известий. Какие у Вас отношения?
Ф. Г.
Вероник Сансон, кажется, забыла, что свидетельствовала против меня на судебном процессе, который столкнул меня с той, кого она называет своей «почти золовкой» (сестрой Мишеля Берже, прим. ред.), когда мы с сыном хотели похоронить Мишеля и Полин вместе на кладбище Монмартр, по их пожеланию. Правосудие признало мою правоту в октябре 1999 года, и только начиная с этого момента я начала «носить», как говорится, траур по нашей дочери.
VSD. Иногда создаётся впечатление, что она считает себя наследницей Мишеля Берже.
Ф. Г.
Она не является наследницей чего бы то ни было. Как она может говорить в журнале Le Parisien: «Я хочу показать, что Мишель был не просто хитмейкером, это мой долг»? Вы представляете себе, как такой артист, как он, читает подобную фразу? О каком ещё «долге» она говорит? Мишель просил её следить за его музыкой? Никогда. Так какое ей до этого дело?
VSD. В своей книге она пишет, что «гордится, что Вы так хорошо пели песни Мишеля»…
Ф. Г.
Ей может нравиться или нет то, как я пою песни Мишеля, но я не понимаю, почему это может вызывать у неё «гордость». Она не имеет к этому никакого отношения. Важно то, что нам обоим это нравилось, когда мы с Мишелем работали вместе, в студии, с нашими музыкантами, по-семейному. Это наша гордость, и она остаётся моей.

“Я доверяю публике хранить тот истинный и прекрасный образ Мишеля Берже, который у неё есть”

VSD. Когда она говорит: «Я бы хотела писать красивую музыку для Франс, для нас, для него, чтобы она могла спеть её, как я и Мишель», что Вы испытываете?
Ф. Г.
Это сбивает меня с толку, и это странно: у людей, которых я встречаю, такое чувство, что Вероник Сансон хочет заменить меня в жизни Мишеля. Когда читаешь эту фразу, возникает чувство, что она также хочет занять место, которое занимал Мишель в моей жизни, сочиняя для меня песни, которые я бы пела, как она. Не мог бы кто-нибудь нам это объяснить?
VSD. Она также заявляет, что она и Вы – единственные, кто умеет исполнять песни Мишеля Берже. Какова Ваша реакция?
Ф. Г.
Она повторяет эту фразу, и меня беспокоит, что она одним махом перечёркивает тех, кому, как и мне, повезло, что Мишель писал для них. Джонни Халлидей, Даниэль Балавуан, Элтон Джон, Франусаза Арди, Селин Дион и многие другие. Все принадлежат его творчеству. Вероник Сансон не из их числа. Мишель спродюсировал два её первых альбома в начале семидесятых годов, но он никогда не писал для неё. При жизни Мишеля она не спела ни одной его песни. Уж не начнёт ли она, в конце концов, утверждать, что лучше него знает, как исполнять его музыку?
VSD. Злитесь ли Вы на СМИ за что, что они верят словам Вероник Сансон?
Ф. Г.
Я не могу злиться на них. Они необязательно несут ответственность за что, что говорят их гости. Я надеюсь, что впредь они будут более осмотрительны.
VSD. Боитесь ли Вы, что эта история останется в памяти людей?
Ф. Г.
Я предпочитаю думать, что в жизни остаётся только правда. Я доверяю публике хранить тот истинный и прекрасный образ Мишеля Берже, который у неё есть. Что касается меня, то ничто и никто не сможет отнять у меня волшебную и единственную в своём роде любовь, которую я прожила с ним в повседневной жизни. Жизнь, обращённую к нашей семье, к творчеству и удовольствию других людей, состоявшую из любви, близости, уважения и деликатности.
VSD. Верите ли Вы Вероник Сансон, когда она повторяет, что не хочет «ни в коем случае причинять Вам боль»?
Ф. Г.
Мне трудно верить ей, когда она выставляет Мишеля безутешным слабаком, а меня – сиделкой, которая «была рядом, чтобы позаботиться о нём». Она даже упоминает «любовь-замену». Я считаю это оскорбительным. Я не знаю ни одной женщины в мире, которая не сочла бы это оскорбительным.
VSD. Как Вы думаете, как она отреагирует, когда прочитает это интервью?
Ф. Г.
Я надеюсь, что она поймёт и остановится. Как говорят на английском: «Give me a break!»
VSD. Она говорит, что «расплатилась с долгами», исполнив песни Мишеля. Что это за долг?
Ф. Г.
Она сама вбила себе в голову, что она «в долгу» перед Мишелем, спустя тридцать лет, хотя никто ни о чём её не просил. Но если и есть какой-то долг, чем может его искупить исполнение его песен? Пусть она уважает Мишеля, пусть оставит его в покое.
VSD. Вы не собираетесь вновь запеть в скором времени?
Ф. Г.
Пока речь об этом не идёт. Мы не знаем, что готовит нам жизнь. Весь вопрос в желании и увлечении чем-либо. Если меня не видно, это не значит, что я не работаю. В последние несколько лет я подготовила два телевизионных портрета – один Мишеля, другой мой, а ещё две наши антологии и книга с фотографиями о Мишеле. Каждый из этих проектов был настоящим творческим процессом.
VSD. Ваш идеал счастья был не в том, чтобы петь, а в том, чтобы создать семью. Сегодня Вы – лучезарны и явно счастливы. Что заставляет Вас двигаться вперёд?
Ф. Г.
Жизнь сама по себе. Давая мне что-то и забирая назад, она так многому научила меня, что у меня нет страха. Мне нравится моя сегодняшняя жизнь, которая, тем не менее, так отличается от прошлой. Это моя сила.

Интервью: Маттиас Гюртлер

Что заявляла в прессе Вероник Сансон

2005_11_30_vsd03О своём альбоме кавер-версий на песни Мишеля Берже “D’un papillon à une étoile”: «Я ни секунды не думала о реакции Франс Галль. Я сделала это из любви, ради красоты поступка.»
“Voici” 20/09/04

О реакции Франс Галль на альбом кавер-версий: «Я бы предпочла, чтобы её оставили в стороне от всего этого. Я никогда не хотела причинить ей боль.»
“Le Parisien” 18/01/00

О своих отношениях с Франс Галль: «У нас их нет. Кроме разве того, что я убеждена в одном: только два человека в мире могут петь песни Мишеля так, чтобы я не содрогалась от стыда: Франс и я. Извините, мне, наверное, следовало сказать: я и Франс…»
“Voici” 20/09/04

Об их общении посредством песен: «Я всегда сожалела о том, что ушла. Мы больше не встречались. Мы писали друг другу с помощью пластинок. Он написал “Seras-tu la?”, я написала “Je serai la”. Это был наш способ разговаривать друг с другом.»
“Télé 7 Jours” 06/11/99

Share

Добавить комментарий