Фан-клуб

В данном разделе собраны рассказы почитателей Франс о том, как они полюбили её творчество, за что, и тому подобное. Вы тоже можете поучаствовать в наполнении этой странички, написав свою историю мне на e-mail.


Camille (администратор этого сайта):


Моё знакомство с творчеством Франс началось в марте 2004 года, когда одна знакомая переписала мне концепт-версию мюзикла «Starmania». Я знала, что партию Кристаль в ней исполняет Франс Галль, жена Мишеля Берже, автора музыки этой рок-оперы. Когда я услышала голос Франс, он меня сразу покорил – с одной стороны, голос совсем даже и несильный, но его нежный, немного детский тембр, интонации, манера исполнения – всё это меня просто потрясло. Я много раз переслушивала те арии, в которых она пела, особенно мне нравилась «Besoin d’amour» — весёлая, страстная и в то же время очень проникновенная и нежная – как сама Франс (хотя тогда я ничего не знала о ней, кроме того, что она «жена Берже». Схожесть Франс с этой песней я поняла позже). Эту песню я, кстати, могу слушать только в её исполнении. Но я немного отвлеклась. Итак, время шло, я изредка слушала мюзикл, и иногда у меня появлялось желание послушать сольные песни Франс. Но так как я не знала, где их взять, да как-то даже и не задумывалась об этом, то мысли эти вскоре подзабылись… до осени того же года, когда той же знакомой пришла в голову мысль поискать в каком-то файлообменнике песни Наннетт Уоркман. Наннетт она нашла, но вместе с Наннетт поискала и песни Франс, и тоже нашла несколько, которыми потом поделилась и со мной, переписав мне заодно сборник Мишеля Берже «Celui qui chante». Итак, я начала слушать Франс. Несколько знакомых мне песен, которые я слышала раньше в исполнении других певиц – «Message personnel», «Ella, elle l’a», «Il jouait du piano debout»… А потом была песня «Résiste». Это было для меня нечто вроде шока – слова песни были мне настолько близки, она стала для меня чем-то вроде гимна, про музыку, я, конечно, даже не говорю – она гениальна. В общем, я раз по двадцать в день переслушивала эту песню (между прочим, я и до с сих пор слушаю её каждый день раз по десять %). Именно так мне начало сносить крышу от Франс, хотя в то время песен было мало. Мишеля я тоже послушала, но только несколько песен – песни, которые Мишель писал для себя, я открывала гораздо дольше, чем песни Франс.
А потом всё та же знакомая купила себе интеграл Франс, и переписала мне все 14 дисков, включая DVD с концертом в Берси. После этого я уже окончательно превратилась в фанатку Франс.
Вообще, для меня творчество этой пары – уникально и неповторимо. Исполнителей с такой энергетикой, таким шармом и талантом в мире крайне мало – и это даже хорошо. Каждый раз, когда я переслушиваю знакомые до нотки песни… я нахожу в них что-то новое – какой-нибудь нюанс в аранжировке, какой-то ранее неуслышанный инструмент среди других, какие-то новые интонации в голосе. Их творчество – «живое», настоящее, оно так и дышит любовью к музыке и тому, что они делают. Они поют не голосом, а душой. «Il donnent tout pour la musique!» — и этим всё сказано.


Helene (администратор сайта Dalida Legenda):


Вот моя нехитрая история о том, как я узнала о Франс. Все началось с радио России Ностальжи в начале 90-х прошлого века:), которое открыло мне очень многих французских певцов. Первой песней, которую я услышала в исполнении Франс была Calypso. Она и сейчас одна из моих любимых. Потом я услышала о ней и о Мишеле Берже в программах «Ностальжи», которые блистательно вели Анатолий Токмаков и Андрей Баршев, я с удовольствие слушала песни, узнала об их судьбе, меня потрясла ранняя смерть такого талантливого и прекрасного певца и композитора, как Мишель Берже. Мои любимые песни Франс — Si maman si, Viens je t`emmène, Christiansen и многие другие. Еще я люблю песни Франс за их настроение и звучание 80-х, которое напоминает мне мое раннее детство, памятные мне события тех лет и последние песни Далиды.


Эванджелина:


Мои любимые песни Франс Галль — «Résiste!», «Ma vieille Europe», «La déclaration d’amour», «Si, maman, si», «Samba mambo» и “Babacar”. Я начала слушать Франс совершенно случайно, просто наткнувшись на баннер её российского фан-сайта, будучи в гостях у Камиллиной «Hélène Ségara en Russie». Мне поначалу понравилось даже не её пение – инет тогда работал плохо, раньше, чем я успела докачать хоть одну песню, загрузились фотографии. «По одёжке встречают» и так далее – я взглянула на Франс, нашла её интересной личностью и вроде не ломакой и соответственно настроилась положительно её слушать. До той поры из французских певиц я серьёзно слушала только свою обожаемую Элен, и «новый материал» меня несколько поразил своей задорностью и почти «рокнрольностью», чего у той, другой, певицы практически не было. Ещё присутствовала какая-то незащищённая детскость, искренность, свежесть. Мне понравилась Франс, сколько не думала ни тогда, ни сейчас, не могу найти ей хоть ближайшее соответствие. В общем, если не растягивать долго объяснения, скажу, что Галль до сих пор является для меня средством проясниться, взбодриться, посмотреть на мир, может, и слегка грустными иногда, но всё-таки оптимистичными глазами.


Рита (администратор сайта Chimène Badi en Russie):


Я узнала о существовании Франс несколько лет назад. По-моему, это был не то 2004, не то 2005 год, когда праздновали 50-летие ‘Евровидения’. В честь этого они вспоминали победителей всех годов, в том числе и Франс и ‘Poupée de cire, poupée de son’. Помню, как я не могла оторвать глаз от экрана, на котором показывали ещё чёрно-белую запись и артистичную и очаровательную девушку. Я недели 2 ходила и напевала строчки из песни. Когда у меня появился Интернет, я скачала несколько песен Франс. Особенно мне понравились ‘Ella, elle l`a’, ‘Si, maman, si’, ‘Diego libre dans sa tête’, ‘Papillon de nuit’… И каждая следующая песня казалась мне ещё лучше!
Конечно, я послушала ещё далеко не всё, но уже с уверенностью могу назвать Франс одной из любимых певиц.


Rêveur:


Впервые я услышал Франс летом 2006 года, когда купил mp3-сборник французских песен. Это была песня Si maman si. Она мне понравилась, но не более и я благополучно забыл о ней через некоторое время. Но по прошествии полугода я вновь её послушал и понял, насколько она прекрасна. В ней меня привлекли искренность и эмоциональность её исполнения и, конечно, же неповторимый голос Франс. Он наполнен нежностью, каким-то детским обаянием и необычайной энергией. Есть в этом голосе что-то такое, что заставляет меня слушать его вновь и вновь. Каждый раз слушая Франс я как будто попадаю в необыкновенный мир, наполненный радостью и любовью. И тогда я начал искать песни Франс в Интернете. Мне удалось найти их совсем немного, но слушая их я все больше и больше влюблялся в творчество Франс. Затем я нашел целый альбом Франс, это был Babacar. Помню, слушал его дня 3 к ряду и никак не мог наслушаться. И наконец, я нашел твой сайт. За который безмерно тебе благодарен. Если бы не ты, то я, наверняка, не смог бы узнать о Франс столько, сколько знаю сегодня. Вот такая история.


Полина (со-админ нашей группы и страницы ВК):


Ну, и я поделюсь). Узнала о Франс где-то в 2006 году, я тогда еще только начинала монтировать видео, увлекалась 60-ми, но исключительно 60-ми Англии и увидев один интересный монтаж о Твигги, монтаж был наложен на песню Laisse Tomber Les Filles, голос поразил, мне показался настолько необычным, как будто еще чуть нотку выше и голос сорвется, меня привлекают необычные голоса, стала узнавать, кто поет и наткнулась на запись с Евровидения ’65 и не могла отвести глаз от этой прекрасной девушки. Так все и началось, мне хотелось делать самой видео о такой интересной и оригинальной певице, сначало было туго, даже толком фотографий не могла найти, что бы рассмотреть.. так сказать.. но потом кто-то стал выкладывать редкие видео хорошего качества, и так я познакомилась с французом (думаю, Анна понимает о ком я сейчас говорю), который и вдохновил меня делать все эти видео о Франс, всячески помогал с информацией, песнями, фотографиями Франс, за что я ему очень благодарна. Сначала я слушала только период ранних 60-х, потом слушала исключительно песни Франс, исполненные на итальянском, и никак не могла понять, как можно слушать песни из 70-х — 90-х, в чем то мне помогла наша милая админ, когда я познакомилась с Анной, я узнала, что одна из ее любимых песен — Résiste, это и помогло мне открыть «новую» Франс. Спасибо, Анечка!!!! Теперь я предпочитаю 70-е и 80-е, уж очень красивые тексты у песен, да и музыка и исполенение божественные. Из 60-х и 90-х выделяю только парочку песен..Ну вот как-то так я познакомилась с Франс и посвятила ее творчеству канал на ю-тубе.. А со временем меня понесло еще дальше и я создала группу и публичную страничку в ВКонтакте, посвященные Мишелю Берже.


Jane K. (ЖЖ автора):


Курсивом — цитаты из передачи «France Gall par France Gall» в переводе Вали Брюн.

С чего начинается France…

Не страна Франция, нет. Франс Галь – Певица и Женщина.
С чего она началась для меня? С интересного, полного любви и восхищения рассказа о ней, которую я тогда совсем не знала? С компиляции, что попала мне в руки? С клипа «Ça balance pas mal à Paris», где они с Мишелем молодые, счастливые, влюбленные и влюбляющие в себя с первого взгляда?
Да, да, да и нет. Та Франс, близкая, дающая улыбку и нежность, та певица, которая сама целиком – музыка, та сильная и хрупкая одновременно женщина, которая любит и любима, которая испытала самое большое счастье и самое большое горе – вот эта Франс, моя Франс, началась для меня с песни «Quand on est enfant» с диска «France Gall live» 78-го года. Именно с этой песни именно в этом исполнении .
Я не знаю, почему. Просто так вышло.
Я слушала и другие песни, и они мне нравились, но не было щелчка – моё! То есть, не просто моё, а такое моё, которое на всю жизнь.
Но однажды я, не ожидающая подвоха, сидела, вышивала и слушала этот альбом, музыкально самообразовываясь. Франс случилась неожиданно, потому что зазвучала не в ушах, а прямо в сердце. Я помню, как застыла моя рука с иголкой над пяльцами, как я закрыла глаза и слушала, почти не дыша. Полторы минуты она пела так, что в груди не осталось ничего, кроме самой песни, смутной тревоги и светлой горечи. Это пел не тонкий, нежный, срывающийся голос, это пела душа. Не жалея сил, проживая за полторы минуты короткую жизнь и маленькую смерть. Открыв глаза, я поняла, что крупно попала 🙂
Она чудесная. Да, она не обладает каким-то сильным голосом, но он — ее голос — имеет другую силу. Она чувствует музыку так, как мало кто умеет. Собственно, это не умение – это дар.
А дальше были другие песни, открываясь целиком, сверкая красками и солнечным светом. А еще дальше – те песни, которые раньше проходили стороной. А потом старые, любимые — слушались как новые, и я раз за разом обнаруживала что-то ранее не расслышанное, какой-то нюанс, какой-то звук, смысл, настроение. Настроение! Они всегда, всегда в сердце, эти песни. И это длится уже несколько лет. И я знаю, что Франс и Мишель – это любовь на всю жизнь.
Его музыка и слова — в ее голосе, движениях, взгляде.
Невозможно писать о ней, не вспоминая о нем. Невозможно писать о нем, не упоминая ее. Я не очень люблю слово «великая», но в данном случае скажу: их любовь – это великая любовь. На французском звучит почему-то лучше. Le grand amour.
Такое случается не с каждым. Им повезло. Они были созданы друг для друга. Банальные, избитые фразы, да? Тем не менее, все так и есть.
Великая в своей простоте и чистоте любовь.
Она стала его музой, его опорой, его «lumière du jour». Он раскрыл ее на двести процентов, он научил ее наслаждаться сценой, он был ее учителем, другом, любимым.
«Мы смотрели на вещи одинаково. У нас был один взгляд на двоих. Я была его взглядом, он был моим взглядом. Это так. И это… это важно. Очень важно. Потому что сложно найти человека с твоим взглядом. Это как… как найти любовь. Это нельзя решить, изменить, это подарок судьбы…»
Они оба словно с другой планеты. Одинаковые и разные, очень светлые, очень мудрые. Им было дано так много, и…
Франс. Хрупкая, но на самом деле такая сильная Франс. Сумасшедшее счастье и страшное горе – она испытала и то и другое.
Мишель-любовь-семья-счастье, сцена-удовольствие-радость-любовь-счастье. Всё, всё, всё идеально, как в сказке. Совершенство. Они любят друг друга, они любят свою работу, они творят, играют, поют, растят детей. Мир искрится красками и звездами.
Но вот они узнают, что их дочь, Полин, неизлечимо больна.
«Нам нужно было научить Полин жить нормально. Защищенной. Мы продолжали петь, но по очереди. У каждого был свой год.»
Они научили её. Они научились сами. Восемнадцать лет они были вместе, они были счастливы, как мало кто бывает. Это дар. Дар свыше, и – их собственный дар. Они умели быть счастливыми, излучать любовь, согревать.
Они записали первый совместный альбом в 92-м году. Невероятно прекрасный, нежный, восхитительный альбом, каждая песня в котором – шедевр, история, сказка, жизнь. Они собирались давать концерты…
Август 92-го: Мишель уходит. Сердечный приступ.
Франс была сильной. Очень сильной. Ей нужно было воспитывать детей, жить дальше. Жить. Научиться жить без него.
Она сумела.
«Когда Мишель умер, я стала слушать его музыку. Дети спрашивали у меня, зачем… Но я ответила: «Да, да! Нужно, чтобы вы привыкли. Нужно слушать». И сейчас, если я слышу его песни на радио, я радуюсь, мне приятно, мне не больно, потому что я научилась слушать его после того, как он ушел.»
Дальше будет болезнь, которую она преодолеет (рак груди), смерть лучшей подруги… Она всё вынесла. Она заново открыла для себя сцену, она черпала в ней силу, жизнь и вдохновение. В сцене, публике и музыке. Музыке Мишеля.
Чтобы чувствовать каждую ноту, каждый маленький нюанс и оттенок, каждый вздох этой музыки, нужно жить в одном ритме с ней, в одной Вселенной. Когда ты там, не существует ничего больше, и в то же время ты ощущаешь в себе весь мир. Это космос. Снаружи, внутри, везде…
Франс продолжает работать, она делает потрясающие концерты, но однажды она говорит себе «стоп».
А через несколько месяцев после последнего концерта, Полин, дочь Мишеля и Франс, умирает. 19 лет. Они всегда это знали, но как можно быть готовой к смерти любимого человека, к смерти собственного ребенка?
«В это невозможно поверить. Это невозможно осознать. Это невозможно пережить. Никто не может это пережить, и никто не захочет это пережить. Все говорят, что после этого невозможно жить, и все-таки, жизнь продолжается. Но люди не могут понять, что это возможно. И я сказала себе, это невероятно, это нереально, в прямом смысле этого слова, пережить такое, но я встречусь с этим лицом к лицу. Я хотела быть матерью, которая лучше всех сможет научиться жить, приспособиться….к тому, что потеряла ребенка. И сумеет пережить это как можно легче. Потому что иначе я бы погибла. Если бы думала об этом, если бы сожалела. Но я думала о том, как замечательно было знать ее эти 19 лет. У меня забрали ее, но до этого подарили мне ее на 19 лет. То же самое я думала о Мишеле. Какой подарок судьбы — то, что я его встретила. Это очень сильные мысли, и они мне помогли.»
Я повторюсь: невероятное счастье и сумасшедшее горе. Восемнадцать лет радуги и прыжок почти в пустоту. Она справилась. Как раз во многом благодаря той радуге и справилась. И осталась самой собой. И стала еще более красивой, еще более мудрой. В ее взгляде столько теплоты, что невозможно не согреться, даже если тебе очень холодно.
У Франс взрослый сын (очень похожий на Мишеля), она занимается социальными проблемами (простите, точнее не скажу), недавно она сделала две прекрасные передачи. Одна полностью посвящена Мишелю, другая – его рок-опере «Стармания». Франс прекрасно выглядит в свои шестьдесят три, а когда она улыбается, то молодеет лет на тридцать, и я почти вижу ту девчонку, что смеялась на видео вместе с Мишелем…
Я обожаю ее. Я люблю смотреть на нее в движении и в статике, я люблю слушать, как она поет и как говорит. Она потрясающая. И, влюбившись в нее однажды, уже невозможно разлюбить, забыть, охладеть. Потому что такие, как она — навсегда занимают место в твоем сердце, отдавая тебе свое тепло и частичку своей души.


Валентина Ночка:


6 июня 2006

Знаете, иногда бывает так, что на концерте артист поет песню так, как, казалось бы, петь невозможно. Так, что исполнение пробирает не до костей, как обычно, а выворачивает всю душу наизнанку, не оставляя ей никаких шансов. Так, что крышу уносит далеко-далеко, и в голове еще долго звучат интонации, тона, полуоттенки и прокручиваются инструментальные соло. Так, что фальшивые ноты кажутся единственно правильными. Ведь знаете?

Мне очень захотелось поделиться такими записями Франс. Почему именно ее? Ответ на вопрос очень банален: из всех моих «префере» у нее больше всех live-альбомов и, соответственно, таких бесценных исполнений. Кажется, предисловие вышло затянутым и нудным. %))) Перейдем к собственно песням.

1978 год, Театр на Елисейских полях. Первый концерт Франс с песнями Мишеля Берже. Когда слушаешь этот live в первый раз, впечатление обычно всего одно и весьма однозначное: «Какой кошмар!» Сорванные ноты, перепутанные слова, неуверенность и неудачно выбранный темп… Но в конце концерта случается настоящее волшебство. «Бисовая» песня «Quand on est enfant». Она не имеет ничего общего с нежнейшей студийной версией. Ее поет не голос. Ее поет душа. Ее кричит, ее плачет душа. On n’a pas notion des choses, quand on est enfant…

1984 год, Зенит. Песня-предсказание. «Plus haut». Боль, отчаяние, горечь — так пронзительно эта песня не звучала даже в 1996 году. Здесь она звучит… да, как молитва. Обращение к небу. И, я уверена, не может не вызвать слез даже у циника. И неожиданно оптимистичный финал. Надежда. Улыбка. Горящие глаза. «Non, non, non, pas besoin d’attendre bientot!» Яркий луч света в темноте, медленно сходящий на нет и отзывающийся колющей нежностью. Et si je lui dis «oui», il m’emmene avec lui…

1987 год, Зенит. Триумфальный Tour de France. Ее знают, любят и ждут, кажется, везде. И, наверное, только сейчас она может и хочет действительно искренне признаться своей публике: «J’ai besoin de vous». Совершенно «неальбомная» песня. Песня для сцены, для зала. Мне кажется, она немного кривит душой, когда говорит, что до сих пор не умеет петь ее правильно. Впервые взят правильный темп, тревожные аранжировки, уверенный голос — и всем ясно, что она действительно верит в то, что поет. Она живет тем, что поет. И, наверное, каждый зритель в зале может сказать ей то же самое. Seuls les sages et les fous n’ont besoin de personne. Moi, j’ai besoin de vous…

1993, огромный Берси. Simple je вместо Double tour. Одна. Одна поет программу, которая составалась на двоих. Поет его песни. Находит музыку в тишине и радость в страдании. И дает его музыке новую жизнь. Здесь можно говорить о многих песнях. Минута молчания и срывающийся голос в начале Tout pour la musique, воистину воинственная Bats-toi и Jamais partir, оставляющая в глазах слезы восторга… Но есть две совершенно особенные, выбивающиеся из общей канвы концерта песни. Как я рассказывала в «предисловии» к посту. Каждый вечер она отправляет ему, как бабочку к звезде, «Quelques mots d’amour». Каждый вечер она отправляется в его «Paradis blanc». Колоссальная сцена. Колоссальный момент. Колоссальные песни.

Она признается: «Я не видела вас шесть лет и лучшее, что произошло со мной за эти шесть лет — быть здесь, на этой сцене, в этот момент. Но этот концерт был бы невозможен без них: Серж Ператоне, Жанник Топ, Дени Лабль, Клод Салмьери…»

Плейель, 1994 год. Этот концерт — мой самый любимый. Но выделить хотелось бы три вещи. «On n’est pas seul». Казалось бы, классическая песня для того, чтобы открыть концерт. Но этот текст звучит сейчас настолько правдиво, что правдивее уже некуда. Правда до слез, до дрожи.
Pour etre moins seule,
Je suis venue chanter ma vie pour vous,
Pour etre moins seule
Et partager la musique entre nous,
Nos amours qui flambent,
Nos raisons qui tremblent,
Tout ce qui ce soir nous rassemble —
On n’est pas seul
Puisque on est ensemble.

Тогда же, там же. «Cezanne peint». Я впервые поняла, почему Франс заплакала, когда Мишель наиграл ей эту песню. Гитарное соло откуда-то из другого мира вместо раскатов грома и звуков дождя,
неожиданная жесткость вместо обычной нежности, картины Сезанна «слышны» в каждом звуке, в каждой ноте. И ключевая фраза песни звучит новым смыслом: «Si le bonheur existe, c’est une epreuve d’artiste». А она точно знает, что счастье — существует.

Dans la musique le plus important n’est pas de mettre des techniques en harmonie, mais plutot de mettre en relation des sentiments. Концерт заканчивается, несмотря на то, что Франс так не хочется уходить со сцены. «La bonne musique». Еще одна его песня. В очень неожиданной обработке, которую сначала принимают достаточно холодно, но уже к середине песни весь зал в буквальном смысле стоит на ушах, ведь «хорошая музыка заставляет нас кричать, танцевать и хлопать в ладоши»! Последняя фраза звучит рефреном всего концерта: «Et cette musique nous donne une idee du bonheur, tout le monde a du coeur, n’est-ce pas?»

1997 год, последний концерт. Очень популярная, слишком популярная песня, которую она, наверное, пела больше, чем тысячу раз в разных турне, разных городах, разным лицам. Песня о той, которой восхищается та, которой восхищаются. «Ella, elle l’a». Неожиданно медленная, спокойная, чуть более мелодичная, чем обычно, версия одного из главных европейских хитов 1987 года, ее самой известной песни. Словно эхо, отголосок триумфа, который уже в прошлом. Воспоминание, от которого хочется улыбаться. У нее есть? Нет, сегодня есть она. Сегодня она есть в последний раз. Она и ее маленький огонек…

Share

Добавить комментарий