Биография — часть 6: 1992-1997

Часть 1: начало | Часть 2: 1963-1968 | Часть 3: 1969-1973 | Часть 4: 1974-1979 | Часть 5: 1980-1991 | Часть 6: 1992-1997 | Часть 7: 2000-2015

Во время своего «отпуска» Франс много путешествовала с Мишелем, занималась детьми и искала, чем могла бы заняться вместо пения. У неё были планы открыть газету или картинную галерею, но Мишель резонно посоветовал ей: «У тебя столько опыта в музыке, так занимайся хотя чем-то, связанным с музыкой!» В конце концов, Франс всё-таки решает вернуться на сцену, но на сей раз не одна, а вместе с Мишелем.
Только начав встречаться, Мишель и Франс подумывали о записи совместного альбома, но дело ограничивалось несколькими дуэтами для телевидения, ибо им не хотелось, чтобы на них навешали ярлык «поющей пары». Теперь же, пройдя немалый путь сольно, они были готовы сделать себе подарок в виде этого альбома. Так что в 1991 году супруги вернулись в студию с любимыми музыкантами Мишеля, и начали работу над альбомом. Но если раньше Мишель занимался всем музыкальным оформлением, а Франс только пела, то теперь и у Франс появились свои музыкальные идеи, которые не всегда совпадали с видением Мишеля. «Это очень своеобразный альбом. Мишель всегда говорил, что этот альбом – некий компромисс. Он предоставил мне столько места, сколько мне было нужно». Франс значится со-продюсером альбома наравне с Мишелем.
Альбом «Double jeu» выходит в июне 1992 года, и первым синглом с него становится «Laissez passer les rêves» — необычная по структуре, сложная композиция, поначалу сбившая публику с толку. Альбом был не похож ни на что из сделанного ими обоими раньше, к тому же, это был не привычный альбом дуэтов: голоса Мишеля и Франс смешивались, образуя как бы единое целое.
И, разумеется, по такому случаю они не могли не запланировать совместный тур, который должен был открыться осенью концертами в небольшом парижском зале «La Cigale» и продолжиться турне по всей Франции, закончившись, опять же, в Париже, в огромном зале «Берси».
22 июня Франс и Мишель дали «пробный» концерт в клубе «New Morning» для родных и близких друзей, отметив таким образом и шестнадцатую годовщину свадьбы. «В нашей жизни всегда было много юмора, мы очень много веселились, и это обнаруживалось и на сцене, это было очень приятно. Мы готовились вместе провести музыкальный год и заранее получали от этого удовольствие!»
Увы, этим планам не суждено было сбыться: 2 августа, во время короткого отпуска перед началом концертов, Мишель Берже скоропостижно умер от сердечного приступа. Ему было всего 44 года. Он всегда говорил: «Смерть – это странно: подростки думают о ней, а взрослые забывают». Уже в своём последнем альбоме «Ça ne tient pas debout» 1990 года Мишель, словно предчувствуя что-то, спел: «Вновь увидеть брата, вновь стать прахом…». 6 августа артист был похоронен на кладбище Монмартр.
Через три месяца после смерти мужа Франс находит в себе мужество отправиться в Южную Африку вместе с другом детства, фотографом и режиссёром Жаном-Мари Перье, снимать клип на песню «Superficiel et léger», которую так любил Мишель. После съёмок Жан-Мари скажет о Франс: «Франс великолепная, редкая женщина, поворачивающаяся лицом к жизни, не отрицая свою боль. Она умеет всё стойко переносить, находить запасы юмора посреди чёрных дыр, смеяться над собой. Она была одновременно близка к нам и замкнута в себе, с успехом заботясь о том, чтобы никогда не выставлять свою грусть напоказ».
Чувство юмора, энергия и энтузиазм всегда были лучшим оружием Франс, и именно они помогали ей преодолевать все жизненные трудности.
Тем временем, той же осенью 1992 года продюсер спрашивает Франс, что делать с забронированным на следующий год залом «Берси». Та просит время до Рождества на раздумья. «Единственной причиной моих колебаний было лишь то, что я никогда ничего не делала одна. Мне всегда были нужны способности других людей, я всегда позволяла вести себя. Но я знала, что соглашусь. Я очень быстро решилась. Хотя я всегда говорила, что прекращу петь, начиная с этого момента всё во мне изменилось. И мне захотелось пойти к музыке, хотя я отдалилась от неё и могла бы прекратить карьеру после смерти Мишеля, так, чтобы ни у кого не нашлось повода возразить! Но что-то заставляло меня продолжать, что-то говорило мне, что если бы я всё прекратила вот так, я бы об этом пожалела. Это не было концом, оставалось ещё что-то незаконченное, и я смутно чувствовала, что оно будет меня преследовать».
Итак, значит – «Берси», «потому что музыка – это жизнь».
Однако судьба продолжала испытывать Франс. Назначенные на июнь концерты пришлось перенести на сентябрь, потому что весной у Франс обнаружили рак груди, и в апреле ей была сделана операция.
К счастью, к сентябрю Франс набралась сил и, наконец-то, вышла на сцену в Берси в окружении всего пяти человек – клавишника Сержа Ператонера, бас-гитариста Жанника Топа, барабанщика Клода Сальмьери, гитариста Дени Лабля и бэк-вокалистки Лейлы Рами. Лишь к концу шоу на сцену выходили танцовщики из ассоциации «Droits de cites», чтобы как-то «разрядить» атмосферу. По словам певицы, эти концерты были самым сложным, что ей приходилось делать в артистическом плане, не будучи, на сей раз, «успокаиваемой чьим-то взглядом».
«Потому что у меня больше никого не было! Мне нужно было всё решать самой. Я нарисовала декорации, взяла музыкантов Мишеля и целую группу бэк-вокалистов и танцоров из ассоциации «Droits de cites», патронессой которой я являюсь, и выступила в Берси, а потом поехала на месяц в турне. Эти молодые люди из пригородов с их хип-хоп культурой очень мне помогли и многому научили. В конечном счёте, на этих концертах было много народу и много любви – единственное слово, которое важно! Потому что заниматься музыкой – это акт любви: души людей смешиваются…»
Казавшаяся крошечной на огромной сцене огромного зала, грустная Франс сказала своей преданной публике: «Я не видела вас шесть лет, и лучшее, что случалось со мной за эти шесть лет – это быть сегодня вечером здесь, в Берси…»
А в своём фильме Франс признается: «Когда ты оказываешься лицом к лицу с тем, что называется смерть, ты ощущаешь огромное одиночество, и, когда знаешь, что страдаешь не один, тебе это помогает. Поклонники Мишеля страдали по-настоящему».
Завершив турне, Франс сразу же начинает готовиться к новому шоу, на сей раз в небольшом зале «Плейель», о котором они когда-то мечтали вдвоём с Мишелем. Через 9 месяцев после окончания предыдущего турне она, в сентябре 1994 года, представляет публике новую концертную программу. Предыдущая её команда музыкантов, выступавшая с певицей на сцене в Берси, покинула Франс за два месяца до начала концертов. Поплакав, Франс, тем не менее, не сдалась и, найдя новых музыкантов, представила публике своё шоу: лучезарное, энергичное, кардинально отличавшееся от прошлогодних концертов в Берси. «Моя движущая сила – оптимизм. Желание. Я не хотела бы, чтобы люди говорили, что я выступаю на сцене с энергией отчаяния. Если бы у меня не было музыки, я нашла бы что-то другое. Я ещё верю и всегда буду верить, что жизнь может мне принести что-то прекрасное».
Восемь дней Франс будет выступать в Плейеле, без поддержки прессы, безо всякой рекламы, а затем на месяц отправится в турне. «Это всё было для моего собственного удовольствия. Мне просто хотелось исполнять эту музыку», — скажет она.
Сразу же по окончании тура Франс отправилась с детьми в Лос-Анджелес, ведь Мишель всегда хотел, чтобы их дети знали английский. Сама же певица решает записать новый альбом с песнями Мишеля в обработке американских музыкантов. Этот процесс занял у неё целый год, и, по её утверждению, был самой трудной задачей в её жизни. Франс работала с несколькими американскими продюсерами, без менеджера, с которым рассталась незадолго до этого, и… почти не говоря по-английски! «Это была постоянная борьба, я отдавала себе отчёт, что всё идёт не в том направлении, которого я желала. Но, в конечном счёте, я получила уникальный звук. Этот альбом не похож ни на какой другой».
Альбом, получивший скромное название «France», вышел в марте 1996 года и стал платиновым. Альбом получился странным, иногда сбивающим с толку: вездесущий бас, много гитар на переднем плане, очень танцевальные ритмы, обильный бэк-вокал и более низкий, чем обычно, голос самой Франс, её «естественный голос», по её словам. Аккомпанировали ей музыканты Принца, Майлза Дэвиса и Фрэнка Заппы. Одному журналисту, воскликнувшему с восторгом: «Вы ни в чём себе не отказываете!», она ответила: «Это Мишелю я ни в чём не отказываю!» Франс включила в альбом не только до неузнаваемости переделанные песни из своего репертуара – «Résiste», «Ella elle l’a», «Evidemment», «Débranche», но и свои версии песен Мишеля – «Que l’amour est bizarre» (он написал и спел её после их встречи в 1974 году), «Lumière du jour» (Мишель посвятил эту вышедшую в 1983 году песню своей жене со словами «Я написал её для тебя», а сама Франс в этом альбоме посвятила её своей умершей подруге Тельш Бурман), а также «À quoi il sert», «La minute de silence» и другие.
Но заглавной песней альбома становится «Plus haut», написанная Мишелем для Франс в 1980 году для её альбома «Paris, France» и после его смерти получившая иной смысл, так как в ней поётся: «Тот, кого я люблю, живёт выше…» Сама певица удивлялась, насколько пророческой была эта вещь: «В студии по мне бегали мурашки, таким невероятным казалось мне то, что эта песня, написанная за пятнадцать лет до этого, настолько соответствует нынешней реальности».
Снять на эту песню клип Франс попросила неординарного Жана-Люка Годара, однако видео, за которое компания «Warner» заплатила немалые деньги, нельзя будет использовать из-за нарушения режиссёром авторских прав на показанные в нём отрывки фильмов и произведений искусства.
Один журналист задал Франс глупый вопрос: «Для чего нужен этот альбом?», на что радостная певица ответила: «Чтобы делать меня счастливой!» Тем не менее, среди поклонников певицы и Мишеля Берже диск получил весьма неоднозначный приём и до сих пор делит их на два лагеря – тех, кто обожает этот альбом и тех, кто считает его излишне «американизированным».
За выпуском альбома по традиции последовали концерты в парижском зале «Олимпия» осенью 1996 года. Франс никогда раньше не выступала на сцене этого легендарного мюзик-холла: «Этот зал вызывал у меня страх с тех пор, как я начала заниматься этой профессией: я никогда не хотела там петь», — признавалась она. Так что эти концерты тоже стали для певицы своеобразным вызовом, тем более что аккомпанировать ей должны были музыканты Принца, Стиви Уандера и Стинга. «Я репетировала с ними, и мы выступили в Олимпии. Это совершенно особенное шоу, которое тоже не похоже ни на что из того, что было раньше». Концерты прошли в ноябре, за ними вновь последовало турне.
Сразу же после завершения гастролей Франс, всё с теми же американцами, начинает готовиться к частному концерту для телеканала «M6»: на него будут допущены только сотрудники канала и те поклонники, что выиграли специально проводившийся по этому случаю конкурс. Для этого концерта Франс и её музыканты сделали новые, акустические аранжировки: «Это позволило мне по-новому осветить песни, потому что нужно понимать, что в какой-то момент тебе надоедает петь одно и то же. Это была настоящая работа, мы немало помучились над переоркестровкой». Запись концерта, длившаяся около семи часов и оставившая в памяти присутствовавших на нём самые тёплые воспоминания, была сделана 22 марта 1997 года, а его трансляция состоялась месяцем позже, 26 апреля. «Это лучшее, что я сделала для телевидения», — считает Франс. В список песен, исполнявшихся во время концерта, кроме песен Мишеля была включена песня Сержа Генсбура «Attends ou va-t’en» и «La mamma», чей текст был написан отцом Франс, спетая дуэтом с Шарлем Азнавуром. «Мне хотелось вложить туда в каком-то смысле всю свою творческую жизнь, — пояснит Франс. — Я встречалась с необыкновенными людьми, работала с самыми известными авторами, и мне захотелось сделать некий обзор всего этого». К тому же в интервью перед съёмками Франс призналась, что это будет последнее, что она сделает в музыке на тот момент, и что она не знает, чем будет заниматься дальше: «Я даже не хочу думать об этом. Мне хочется остановиться, поразмышлять. Что я буду делать потом — буду ли сама сочинять, буду ли продюсировать, буду ли вновь петь — не имею об этом ни малейшего представления. Всем сердцем я желаю остаться в области музыки, вот и всё».
15 декабря 1997 года Франс постигает новое горе: умирает Полин, которой едва исполнилось 19 лет. После этого Франс надолго исчезает, закрывшись от всего мира в своём уединённом домике на острове Н’Гор в Сенегале…

Далее >>

Share

Добавить комментарий