Комментарии Франс Галль к альбому «Double jeu» (переиздание 2012 года)

В августе 2012 года в iTunes Store наконец-то появились в продаже все альбомы Франс и Мишеля Берже в «электронном» виде. Кроме студийных и концертных альбомов там также были представлены два новых издания — «Best of Live» (лучшие концертные версии песен) и «Double jeu (Deluxe Edition)», на котором были представлены, помимо самого альбома, эксклюзивные комментарии Франс к альбому в целом и некоторым песням с него. Данный релиз был приурочен к двадцатилетию альбома. Дата выхода Deluxe Edition на физическом носителе — 29 октября 2012 года. В этом издании, кроме того, есть ещё и DVD. Подробности — в Дискографии. Приобрести «Deluxe Edition» можно на amazon.fr или fnac.com, а также в iTunes Store.


Дорожка 11 – Альбом “Double jeu”

(Звучит “Laissez passer les rêves”)
Мы ждали, наверное, лет восемнадцать, прежде чем записать альбом “Double jeu”. Мы сразу хотели записать вместе альбом, но подумали, что это не очень хорошая мысль, потому что на нас бы наклеили ярлык «поющей пары», а мы этого не хотели, каждый из нас хотел идти по своей дороге один. Иметь в сознании людей два разных пути. Поэтому мы всё время откладывали этот альбом.
И когда мне снова захотелось петь, после эпохи “Babacar”, “Ella elle l’a”, всего конца восьмидесятых годов, который был, на самом деле, чудовищным вихрем, мы подумали: «Мы так и не записали этот совместный альбом». И Мишель меня попросил, и я согласилась. Тот факт, что я делала его с Мишелем, всё упрощал для меня, совместный проект иметь легче, чем совсем одному, на своих плечах. Вот. Мне не хотелось этого большого груза. Хотя это замечательно – петь, создавать что-то, на сцене или в записи. Пришло время записать этот альбом на двоих.
(Звучит “Superficiel et léger”)
В течение всех тех лет, что я не пела, Мишель не переставал работать над разными проектами – “La légende de Jimmy”, “Starmania”, альбомом для себя, и на самом деле, если я собиралась вновь заняться музыкой, нужно было, чтобы всё было по-другому. Так что если для него этот альбом был продолжением, то для меня это было настоящее возвращение.
Так что однажды мы вернулись в студию, Мишель написал несколько песен, мы вновь встретились с нашей привычной группой – Жанник Топ, Серж Ператонер, Клод Сальмьери, Дени Лабль на гитаре, и, конечно, Клод Анжель, — и начали работать над аранжировками, над первыми песнями, которые написал Мишель.
(Звучит “Toi sinon personne”)
Этот альбом немножечко особенный в смысле работы, нас было двое, мы пели вдвоём, песни были для нас двоих, и на этот раз нам пришлось учиться работать вместе. Мы всегда работали каждый для себя, хотя мы и были вместе, но раньше всем заправлял Мишель, а теперь всё было немного иначе, так что нам пришлось учиться работать, оставлять место другому, то есть мне. (Смеётся)
(Звучит “La lettre”)
И на этот раз Мишель оставил мне место, чего он никогда не делал раньше. Он сразу сказал мне: «Ты будешь заниматься вокалом». Так что он позволил мне полностью руководить вокалом, он также разрешил мне руководить соло. Это была совместная работа двоих, вернее, шести человек, потому что в результате нашего способа работать каждый что-то привносил.
Этот диск очень сильно отличается от других, во-первых, потому что он удивил людей. Публика была очень растеряна. Это было то, на что я надеялась, то, чего я желала, то, чего я хотела.
Эти подпевки здесь напоминают нам о Даниэле. Они в духе Даниэля. (Песня “La lettre” посвящена вдове певца Даниэля Балавуана, близкого друга семьи Берже-Галль, прим. Camille.)
(Звучит “La chanson de la négresse blonde”)
Мишель на самом деле выложился на полную во время сочинения песен, он по несколько раз возвращался к ним, впервые рвал песни, что-то переделывал, он действительно искал то, что мне хотелось услышать. И тексты тоже настолько сильные, музыканты тоже много привнесли – ну, там, бас-гитара Жанника, наша группа никогда не была такой сплочённой, этот альбом – квинтэссенция работы группы за десять лет, где каждый делает всё наилучшим образом.
(Звучит “Les couloirs des Halles”)
Какой бы трудной ни была творческая работа вдвоём, мы сильно волновались, записывая этот альбом, создавая песни, на самом деле, потому что я-то их слышала на рояле, когда Мишель играл их мне, а потом их нужно было оформить, а эту работу мы обожали. И мы на самом деле волновались, нам это нравилось, хотя это и был компромисс между мной и им, потому что нас было двое. Мы обожали этот альбом.
(Звучит “Les élans du coeur”)
Сколько же удовольствия мы находили все эти годы в том, чтобы записывать пластинки для него и для меня! Но на “Double jeu” это впервые были не Мишель Берже и не Франс Галль, мы спродюсировали этот альбом вместе.
На этот раз, да, всё было по-другому. Как мы говорили в то время, это была смесь двух голосов, ставших одним. (Смеётся)


Дорожка 12 — “Laissez passer les rêves”

“Laissez passer les rêves” была первым синглом с нашего альбома, и, однако, это не первая песня, которую написал Мишель. Она как раз является частью второго этапа творчества Мишеля, сочинения песен, потому что после первого варианта, который мы сделали в студии, первых песен, которые написал Мишель, вернувшись домой, мы послушали записи, и я сказала ему, что некоторые песни мне исполнять не хочется, что они хорошие, но они мне не подходят.
Я на самом деле хотела нового Мишеля Берже, так что ему нужно было сделать что-то другое, думать по-другому, забыть о правилах и наплевать на то, будет ли она длинной или короткой, для радио или… Быть ещё более свободным.
Поэтому после того, как я сказала ему об этом, он вернулся к сочинению на восемь дней и… И он вернулся с этой песней и с “Bats-toi”. И он мне сказал: «Я не дам тебе их послушать, потому что я уверен, что это то, что надо».
Мне хотелось песню, в которой все бы слегка потерялись, и, когда он сыграл её в студии с музыкантами, это было очень забавно, потому что все совершенно потерялись! (Смеётся) Музыканты не знали, за что уцепиться, нужно было обязательно считать, если ты хотел сориентироваться в песне…
Как он всегда делал в начале работы над песней, он садился за рояль и много раз играл песню, пока все брали свои инструменты, а я пела, и мало-помалу песня начинала принимать какую-то форму. Для них это было не очевидно, но с Мишелем они всё-таки привыкли к неочевидным вещам, а на этот раз это был особенный случай, даже мне было очень трудно её запомнить.
Очень оригинальная песня, не похожая ни на что другое, очень сильно отличающаяся от того, что мы делали до этого, от нашей манеры петь, нечто вроде навязчивой мелодии, чтобы сказать о таких прекрасных и важных вещах – это невероятно сильно! Счастье – петь эти слова, такие слова. И поэтому музыкантам, вероятно, тоже она понравилась, потому что для того, чтобы так играть, чтобы понять то, что нужно, надо было на самом деле прочувствовать её, а это значит, что у нас были именно те музыканты, какие нужно. И у неё такой ритм!
Наши два голоса действительно очень-очень хорошо смешивались, давали интересный звук, пели ли мы тихо или более звучно. Смесь была прекрасной, как-раз-таки очень разной, у него – низкий голос, у меня – высокий. Думаю, что Мишель был очень доволен. Он ворчал из-за её написания, из-за того, что пришлось искать эту песню в себе. Мы были довольны этой песней.


Дорожка 13 — “Bats-toi”

И вот вступает бас-гитара Жанника и этот ломаный звук, который искал Мишель. Он написал песню с этим ломаным звуком, он нашёл его на синтезаторе, за которым работал, потому что он больше работал за роялем, на диске, во всяком случае. Мы вновь находим «песни-советы» Мишеля, маленькие советы – «Сражайся»… Я обожаю эту песню. Она странная, с расстроенными аккордами… Она очень роковая. Я действительно считаю, что это песня для исполнения на сцене.
Это описание сегодняшнего мира, что-то вроде современного «Возмущайтесь!» *, это было «Сражайся», в любом случае. В жизни нужно всегда сражаться…
И, как всегда, мы заканчиваем на оптимистичной ноте. Мне это очень нравится, не всё мрачно, всегда есть проблеск надежды, даже в самых мрачных песнях, в самых жёстких текстах.
Мы записали эту песню в нашей студии, записывал всё это звукорежиссёр Лоран Гатиньоль, а сведение было сделано человеком, который нам очень нравился, с которым мы уже работали, Франком Филипетти. И мы наслаждались этим ритмом. Это гитарное соло напряжённое, тревожное, такое же напряжённое, как и песня. Это моё соло, это именно то, чего мне хотелось услышать, а особенно эти клавишные. И она заставляет двигаться, заставляет двигаться, меня, во всяком случае. (Подпевает песне) Да!


Дорожка 14 — “La petite de Calmette”

Эта песня – не пустяк. Она увлекала меня за собой. Я пою её на дыхании, она напряжённая.
Она так точно изображает то, что мы пережили во время путешествия в Камбоджу. Эта страна столько выстрадала, и мы находим это в словах Мишеля, ему было немного противно.
Когда мы там были, это было начало поворота в политике, так что мы действительно всё время ощущали войну.
Мишелю захотелось пойти посмотреть на танцевальную школу для девочек. А потом мы были в больнице Кальметт.
Чудесно уметь писать о том, что видел, и когда я услышала этот текст, он меня невероятно тронул, потому что я пережила это, и то, как он говорит об этой маленькой девочке, так красиво. Этой маленькой девочке, которая была в машине со своими родителями накануне и взорвалась на противопехотной мине, все в машине погибли, кроме девочки, которая осталась в живых, но с оторванными взрывом ногами.
Я спрашиваю себя, что стало потом с этой девочкой…


Дорожка 15 — “Jamais partir”

Когда однажды вечером Мишель позвал меня подойти к роялю, чтобы я послушала эту песню, которую он только что сочинил, я была чрезвычайно взволнована пением этого текста и этой музыки, таких красивых, и тем, что в них говорилось…
Мой голос сразу же очень хорошо вписался, она для меня очень высокая, потому что у нас с Мишелем совсем разные тесситуры, он мужчина, я женщина, так что нам приходилось находить тональности, которые подходили нам обоим, поэтому он поёт ниже, чем нужно, а я выше. (Смеётся) И вот почему у него такой тембр, низкий, который звучал красиво, а я очень напряжена на высоких звуках – это из-за выбора тональности.
Даже сегодня для меня это волнующе – слышать эти фразы, которые мы поём.
Можно сказать, что они резюмируют жизнь, которая была у нас в течение восемнадцати лет, и в то же время нашу жизнь вместе с нашей публикой.
Когда мы записывали альбом, когда он записывал альбом, он всегда думал о сцене, и эту песню мы бы исполняли, чтобы закончить наши концерты, которые мы должны были петь на сцене вместе, возможно. И, впрочем, именно это я и сделала в Берси.
Когда он впервые сыграл мне эту песню, я это очень-очень хорошо помню. Это было на Юге Франции, и в соседней комнате у нас спали друзья. И вот я впервые спела песню, а они всё слышали, и она заставила их плакать.
Дени Лабль на гитаре.
Он очень трогателен, это слово, которое приходит на ум об этом альбоме, он трогателен не потому, что Мишель умер, трогательно говорить на темы, поднятые на этом диске. Эта песня тому пример. И какое мягкое приземление, правда?


* «Возмущайтесь!» («Indignez-vous!») — эссе французского писателя Стефана Эсселя, вышедшее в октябре 2010 года. В нём он говорит о необходимости «мирного и ненасильственного восстания» против власти финансового капитализма с целью ликвидировать неравенство между богатыми и бедными, обеспечить действительную свободу прессы, восстановить систему социальной защиты, прекратить преследования нелегальных иммигрантов, способствовать защите окружающей среды и праву палестинского народа на самоопределение». (Источник: Википедия)

Share

Добавить комментарий